Первое впечатление ‒ самое важное, говорят психологи. Нашим предкам жизненно необходимо было за секунды понять, кто перед ними ‒ друг или враг, доверять незнакомцу или вступить с ним в бой.
Эти механизмы совершенствовались тысячи лет. Они и сегодня с нами, в нашей голове. Осознаём мы или нет ‒ но за первые мгновения общения с незнакомым человеком уже формируем представление о нём, которое потом практически невозможно изменить.
Поэтому так важно общение с коллегами в первые дни работы: впечатление о тебе складывается именно сейчас. Собрали советы ‒ о чём можно поговорить с новыми коллегами, чтобы гармонично влиться в коллектив.
Кого считают хорошим собеседником
Хороший собеседник ‒ это тот, кто тобой искренне интересуется. Вот так просто.
Поэтому постарайся узнать о коллегах побольше ‒ помогут уточняющие вопросы. Например:
‒ Уже есть планы на выходные?
‒ Да, пойдём щенка выбирать.
‒ Ого, поздравляю! Какую породу хотите?
И всё, разговор пошёл. Применяй методику «активного слушания»: поддакивай, кивай, эмоционально реагируй. А главное ‒ запоминай, что тебе сказали: собеседник будет приятно удивлён, что ты помнишь кличку его собаки или марку недавно купленной техники.
Вот ещё пример:
‒ На машине или на общественном транспорте до работы добираешься?
‒ Я пешком хожу, мне близко.
‒ Повезло. У меня так не получится ‒ далеко живу. Вот думаю ‒ может, хотя бы в обеденный перерыв гулять понемножку? Можешь подсказать, где тут пешком пройтись можно?
‒ Конечно. Вот смотри…
Возможно, кто-то даже захочет присоединиться к тебе на обеденных прогулках.
Не стоит начинать разговор с формальных вопросов вроде: «Как дела?». Отвечают чаще всего: «Нормально», и на этом беседа заканчивается.
О чём говорить с коллегами
Общение с коллегами может заряжать энергией, придавать новые силы и наводить на интересные идеи. Соблюдай три правила, которые уберегут от неприятных дискуссий и конфликтов.
Не надо пересказывать новости
Прогноз погоды и события мировой политики оставь ведущим выпуска новостей. Рассказывай о том, что произошло с тобой ‒ интересные и забавные случаи из жизни. В крайнем случае можно обсудить новый сериал или кино.
Не касайся слишком личных тем ‒ коллегам незачем знать, какие претензии у тебя к жене/мужу или детям. О забавных привычках кота рассказывать можно, а вот о ссоре с женой ‒ не стоит.
Темы для разговора буквально везде
Замечай детали ‒ они вполне могут стать поводом для разговора. У коллеги такой же велосипед, как у тебя ‒ можно обсудить модели велосипедов. На столе лежит визитка сантехника ‒ можно поговорить о ремонте.
Книги, фильмы, хобби, интересные события и места в вашем городе ‒ отличные темы для беседы.
Невербалика тоже важна
Существует так называемый «язык тела» ‒ невербальные сигналы, которые человек посылает при разговоре. Мы интуитивно умеем распознавать эти сигналы, даже сами не осознавая этого.
Например, доверие вызывают люди, которые смотрят в глаза, держатся расслабленно и спокойно, не делают мелких суетливых движений и широко улыбаются.
А вот если стараешься скрестить руки или ноги ‒ «закрыться», ‒ собеседнику становится неуютно. Ты как бы транслируешь: не хочу общаться! ‒ и разговор быстро заканчивается.
Кстати, психологи предостерегают: если человек часто касается носа или подбородка ‒ он наверняка что-то скрывает.
Какие темы могут вызвать конфликт
Есть темы, которые просто опасно затрагивать в разговоре с коллегами ‒ можно спровоцировать ссору и затяжной конфликт. У каждого, как правило, своя точка зрения на эти вопросы, и если ваши мнения кардинально отличаются ‒ ссора неизбежна.
Никогда не обсуждай на работе такие темы:
- Политику
- Религию
- Личную жизнь ‒ в том числе других коллег, это уже сплетни
- Деньги
- Здоровье (диагнозы, симптомы, методы лечения)
Избегай всего, что можно принять за хвастовство своими доходами: не стоит говорить, что качественные продукты встречаются только в люксовом сегменте, или навязчиво демонстрировать всем фото из отпуска на Мальдивах.
И да, не стоит обсуждать с коллегами размеры зарплат ‒ пусть эта информация останется закрытой.