Карьерные консультанты советуют менять работу хотя бы раз в пять лет ‒ это держит в тонусе и не даёт остановиться в профессиональном развитии.
Совет разумный ‒ на каждой работе своя специфика, приходится работать с новым софтом, новыми задачами, следить за трендами.
Бывает и так: в принципе всё устраивает, но стало скучно и надоела рабочая рутина. Психологи доказали: считать свою работу скучной и бессмысленной так же опасно, как и работать в ежедневном стрессе.
Скука даже опаснее стресса ‒ она приводит к выгоранию медленно и незаметно. А выгорание ‒ это уже серьёзная проблема, которую без помощи специалиста не решить.
Американские психологи Эми Вржезневски и Джейн Даттон предложили свои методы борьбы со скукой на работе ‒ джобкрафтинг. Что это такое и как заново полюбить свою работу ‒ рассказываем.
Как в Казахстане относятся к работе
Летом 2021 года мы провели опрос пользователей из Казахстана и выяснили, что они думают о своей работе. Мы получили больше 1300 ответов.
Оказалось, что большинство казахстанцев любит и ценит свою работу ‒ так ответили 54% участников опроса.
С теми или иными проблемами на работе сталкиваются 29% опрошенных, а вот 17% ненавидят работу.
Если входишь в эти 17% ‒ джобкрафтинг именно то, что тебе нужно.
Что такое джобкрафтинг
Джобкрафтинг (англ. Jobcrafting) ‒ это способ переосмыслить и изменить рабочие задачи так, чтобы снова получать удовольствие от работы.
Для этого нужно три шага:
- Изменить список задач ‒ увеличить число приятных обязанностей и уменьшить процент неприятных
- Изменить рабочую атмосферу ‒ круг общения, например
- Осознать важность и нужность своей работы ‒ понять, кому полезна твоя работа
Что делать с задачами
Начни со списков. Тебе понадобятся три перечня рабочих задач:
- Белый список ‒ включи сюда те задачи, которые нравится делать
- Чёрный список ‒ всё, что раздражает и портит жизнь
- Список желаний ‒ сюда запиши то, чем хотел бы заниматься на работе
Первый список будет тебя мотивировать, его можешь вставить в рамку и повесить над столом.
Над вторым списком придётся подумать. Что из этого можешь передать коллегам или просто перестать делать? Поговори с начальником ‒ можно ли как-то сократить «чёрный» список. Помогут автоматизация и анализ эффективности действий ‒ возможно, какие-то нелюбимые тобой задачи не приносят компании никакой пользы, тогда их можно смело вычеркнуть из списка.
А вот третий список покажет, стоит ли менять работу. Например, ты работаешь в больнице, но твоё хобби ‒ фотография. Ты можешь заниматься любимым делом и на работе ‒ начни вести личный блог или предложи прокачать аккаунт больницы.
Как изменить атмосферу на работе
Попробуй изменить круг общения ‒ избегай токсичных коллег, больше времени проводи с интересными людьми.
Если такой возможности нет, научись твёрдо говорить «нет». Вот увидишь ‒ жить станет легче.
Нет единомышленников на работе ‒ ищи их в Интернете. Здесь полно профессиональных сообществ, где поймут твои боли и помогут решить сложные задачи.
Как найти смысл в работе
Всё зависит от угла зрения. Можно продавать обувь, а можно с помощью подходящих ботинок облегчать людям жизнь.
Если понимаешь, как твоя работа помогает другим и насколько она важна ‒ скучать точно не будешь.
Эми Вржезневски и Джейн Даттон приводят в своём исследовании такой пример. Психологи опросили санитарок в больнице: довольны ли они своей работой. Те санитарки, которые отвечали, что они целый день моют и убирают, ‒ мечтали сменить работу.
А вот те санитарки, которые говорили, что они помогают врачам и пациентам, ‒ были полностью удовлетворены работой и считали себя незаменимыми.